Главная Статьи Книги Фильмы Гостевая

Ливадийский дворец

Архитектура Ливадийского дворца
Большой белый Ливадийский дворец строился с апреля 1910 по сентябрь 1911 года по проекту архитектора Николая Петровича Краснова. Его деятельность пришлась на тот период, когда на рубеже XIX-XX вв. в архитектуре Южного берега Крыма, как и повсеместно в России, широкое распространение получили два ведущих художественных направления: историзм - стиль, развивавшийся с 30-х годов XIX века, и модерн, который наиболее полно проявил себя на русской почве с середины 1890-х до 1910-х годов. Временные рамки первого из них в Крыму расширялись вплоть до 1915 года.
Своеобразие Ливадийского дворца заключается в том, что Краснов смог органично соединить и в общей планировке дворца, и в художественной отделке его интерьеров, характерные черты этих двух художественных направлений. Во дворце произошло как бы слияние двух стилей рубежа XX века - историзма и модерна.
Архитекторы, работавшие в стиле историзма, для создания художественно-архитектурного образа обращались к архитектурной практике прошлых эпох и использовали самые разные стили.

Ливадийский парк   Ливадийский дворец   Ливадийский парк. Серебряная беседка

ЛИВАДИЯ. ПАРК

 

ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ

 

ЛИВАДИЯ. СЕРЕБРЯНАЯ БЕСЕДКА


Это особенно ярко проявилось на Южном берегу Крыма, где сама живописная природа побережья - сочетание горного ландшафта и моря - как бы подсказывала особые формы построек. Здесь, как писали современники, здания сооружались "самым затейливым образом": "в азиатском вкусе", "вроде английских коттеджей", с чертами античными, византийскими, ренессансными, готическими. Нередко архитекторы интерпретировали местную татарскую архитектуру. Краснов, как наиболее яркий представитель этого художественного направления, усадебные постройки решает то в восточном духе ("Дюльбер" - дворец для великого князя Петра Николаевича 1895-1897 гг., Загородный дворец эмира Бухарского 1905-1908 г.), то в "современном шотландском вкусе" (дворец для великого князя Георгия Михайловича в Хараксе 1904-1908 гг.), то использует мотивы французского классицизма (дом Бертье-Делагарда -1890-е гг.). Для Юсуповского дворца в Кореизе (1907 -1912 гг.) он избирает формы ренессанса. Во всех постройках на Южном берегу Крыма (а их более 60) Краснов проявил себя как большой мастер архитектуры, великолепный знаток различных архитектурных стилей, понимающий их особенности и внутренние законы их конструктивных решений. Для Ливадийского Большого дворца по желанию заказчика - Николая II - прототипом послужил итальянский ренессанс. К этому стилю архитекторы, обычно обращались стремясь создать атмосферу праздничности, и это прекрасно проявилось во внешних формах дворца и во внутреннем убранстве.
Все стили, которые использовались в архитектуре рубежа XIX-XX вв., претерпевали существенные изменения, подчиняясь новым требованиям, предъявляемым к архитектуре этого периода. Прежде всего изменился подход к проектированию зданий. Идея комфорта, создания максимума удобств в жилых помещениях стала главной. Архитектор должен был всеми средствами выявить функциональное назначение каждого из помещений, сделать их удобными, комфортабельными. Поэтому работа над проектом начиналась с проектирования внутренних комнат. Если раньше, в классической архитектуре, вначале определялся характер фасада и основные параметры здания, куда затем вписывались интерьеры, то теперь проектирование жилых зданий проходило как бы "изнутри наружу" (от внутренних помещений к фасаду). План и объемно-пространственные композиции зданий формировались исходя из целесообразности размещения в них помещений. Как писал один из архитекторов модерна Шехтель, "внутреннее содержание должно очевидным образом выражаться и отпечатываться во внешнем облике сооружения".
Такой же метод работы над проектом Ливадийского дворца характерен и для Краснова: он вначале планирует внутренние помещения, результатом чего явилось решение фасадов. Для того чтобы ярче подчеркнуть во дворце стиль итальянского Возрождения, Краснов решает сделать центром всей пластической композиции здания большой внутренний двор, почти в точности повторив характерные черты внутренних двориков в итальянских палаццо XV-XVI вв. - патио. Образ такого дворика, родившись сразу в воображении архитектора, стал главным в поисках композиционного решения всего ансамбля. Именно с итальянского дворика Краснов начинает планировку здания, вокруг него он варьирует различные группировки внутренних помещений. Целый ряд проектных эскизов посвящены поискам наиболее удобного расположения парадных и жилых комнат. Архитектор, определив центр здания, как бы наращивает к нему объемы, разные по своей величине, которые соответствовали функциональному назначению каждого помещения. В результате все комнаты во дворце индивидуальны, они отличаются прежде всего своими размерами. Стремление масштабно выделить приемную императора на первом этаже и будуар (гостиную) императрицы на втором отразилось на Решении восточного фасада дворца: большие объемы этих комнат (и соответственно комнат, расположенных над приемной и под гостиной), выступая за пределы плоскости основной стены здания, образовали два главных ризалита фасада. Аналогично решен и южный фасад, где большие объемы кабинета императрицы и кабинета императора образовали ризалит и зрительно уравновешивающий его эркер.
Решение задач обеспечения комфорта во дворце обусловило появление и других элементов выразительности фасадов. Во дворце, предназначенном для летнего отдыха, самым главным было обеспечение связи дворца с окружающим его парком. Краснов великолепно решает эту проблему: он так расположил комнаты, залы и подсобные помещения, что буквально изо всех мест дворца можно легко попасть в парк. На восточном, самом протяженном, фасаде, обращенном к Ялте, архитектор делает три входа, каждый из которых своеобразно оформлен архитектурными деталями. Из главных парадных залов и музыкального салона (Каминного зала, расположенного на втором этаже) можно было выйти в парк через башню, которая создана архитектором специально для размещения в ней большой лестницы, соединяющей эти помещения. Вход во дворец к лестнице, ведущей в комнаты второго этажа, предназначенные для детей, архитектор выделяет арочным порталом, который отличается от всего фасада и своими формами, и цветом материала. В кабинет императрицы ведет наружная лестница, заканчивающаяся балконом-бельведером. Она искусно замаскирована легкой красивой аркадой. В результате такой планировки создается мерный, четкий ритм архитектурных элементов восточного фасада.
При проектировании дворца Краснова волновало решение прежде всего двух главных проблем: как большое здание вписать в окружающий ландшафт и в уже существующие постройки и как наполнить дворец светом и солнцем. Необходимо было значительно увеличить объемы нового здания по сравнению со старым дворцом, на месте которого возводился новый. Расширить дворец к югу не представлялось возможным из-за рельефа местности с начинающимся здесь склоном в сторону моря. Западные границы дворца были обусловлены задачей сохранения здесь церкви, построенной еще Монигетти. Краснов отказывается от своего первоначального проекта - квадратного в плане. Такое здание было бы статично и не соответствовало бы рельефу местности. Архитектор как бы вытягивает дворец с юга на север. Делая протяженным восточный фасад, он почти вплотную приближает его с северной стороны к растениям парка, ограждая их подпорной стеной. Таким образом, между северным фасадом и этой стеной образовался небольшой курдонер. Такое расположение дворца дало возможность сохранить с восточной стороны свободным довольно большое ровное пространство, на котором была оформлена главная парадная площадь. Благодаря этому восточный фасад легко зрительно воспринимается. Первое впечатление, когда он открывается взору после зелени парка, - необычайная праздничность и торжественность. Ровный зеленый партер площади подчеркивает рельефность форм здания. Над всем пространством доминирует башня на углу восточного и северного фасадов. Почти монолитная, с небольшими оконными проемами вверху, она выступает далеко вперед за пределы линии всего фасада. Плоскость довольно протяженной стены фасада разбита большим ризалитом (образованным объемом приемной императора), но он находится не в центре, как это было в планировках классических архитектурных сооружений, а сдвинут к северу, ближе к башне. Компактный, почти кубический его объем производит впечатление массивности, что усиливается размерами его арочных оконных проемов.
По тому, как решен этот ризалит, можно предположить, что архитектор именно здесь должен был сделать вход во дворец с восточной стороны. Однако вход расположен южнее и находится почти в центре левого продольного объема. Архитектор выделяет его аркой из кримбальского камня, незначительно выступающей за линию колоннады, оформляющей галерею первого этажа. Этой арке вторят на втором этаже мраморные полуколонны, которыми обрамлено одно из окон, и лучковый сандрик над ним.
Левый южный ризалит значительно уже центрального, а потому и не такой массивный. Всей компоновкой деталей архитектор подчеркивает в строенных окнах вытянутость средних больших окон, что еще больше облегчает объем. Такое решение всего ризалита подготавливает к восприятию легкой, изящной аркады, которая завершает весь фасад, скрывая наружную лестницу, ведущую в кабинет императрицы.
Несмотря на разные формы ризалитов, архитектор зрительно объединяет их, вводя строенные окна как главный мотив в их решении. Этот мотив по-разному варьируется не только в ризалитах, но и в башне, в аркаде наружной лестницы. Общая гармония при сложной разработке отдельных архитектурных деталей станет главной для дворца. Решение всех компонентов фасада подчинено строгому ритму ризалитов, прямоугольных и арочных оконных проемов, выявлению насыщенных элементов ордерной системы - колонн, полуколонн, пилястр, сандриков. Этой ритмичности соответствует и четкое выделение горизонтальной линии балконов, разделяющей первый и второй этажи. Эти главные принципы построения пластической композиции дворца, а также отсутствие строгой симметрии, свободное размещение разновеликих объемов придавало зданию живость и выразительность форм, динамизм. Все это соответствовало неровному гористому рельефу местности.
Не случаен и выбор материала для дворца. Для того чтобы сделать здание более праздничным, архитектор вместо рустованного, как правило, темного камня в постройках Возрождения, возводит дворец из светлого инкерманского известняка. В этом проявился характерный для рубежа XIX-XX вв. интерес к активному использованию свойств материала как одному из главных приемов в создании художественного образа архитектуры. Чтобы надолго сохранить белизну стен дворца, Краснов покрывает их раствором флюата для предохранения от загрязнения и влияния атмосферных осадков.
Дворец построен так, что хорошо виден с моря. Его белокаменный корпус четко и торжественно выделяется на фоне вечнозеленой растительности парка. Игра света и тени крупных архитектурных объемов южного фасада и рельефных его деталей, блестящие на солнце большие окна разной формы и размеров, ритм колоннады балкона, темные фонари и декоративные вазы Колыванской гранильной фабрики, контрастно читающиеся на светлых стенах, - все это делает дворец очень выразительным.
Южный его фасад по сравнению с восточным более строгий и компактный по композиционному решению. Но и здесь архитектор остается верен избранному им принципу отхода от четкой симметрии. Выступающие угловые части здания по своим объемам уравновешены, но левый ризалит архитектор делает в виде трехгранного эркера, вводит сюда иные декоративные детали, что вносит разнообразие в решение фасада. Учитывая рельеф местности, архитектор с южной стороны делает высокий цоколь. Отличает этот фасад и более сложный декор: рельефный пояс, состоящий из изображений гербов губерний России, опоясывает на уровне второго этажа выступающие ризалиты; арочные окна второго этажа украшает богатый растительный орнамент.
Однако надо отдать должное архитектору: в решении фасадов дворца и во внутреннем его оформлении нет перегруженности деталями и чрезмерно обильного декора, что было характерно для многих построек того времени. Краснова как архитектора во всем отличает чувство меры, большая культура, художественный такт.
Парадный вход во дворец архитектор расположил с северной стороны. Казалось бы, вход должен был находиться на восточном фасаде, самом протяженном и обозреваемом, но он оказался буквально спрятанным за башню. Осмотр северного фасада затруднен тем, что очень близко ко дворцу подходит высокая подпорная стена. Архитектор акцентирует внимание только на одном великолепном портике. Из белого каррарского мрамора высечены три четко очерченные полуциркулярные арки, которые опираются на спаренные колонны. Если во всех фасадах дворца архитектор применял колонны тосканского и ионического ордера, то здесь - самый пышный - коринфский ордер. Ему соответствует и обильная орнаментика архивольт, заканчивающаяся картушами с вензелями членов царской семьи. В глубине портика - сложно орнаментированный арочный портал, увенчанный гербом Романовых. Мраморные фигуры львов, охраняющих вход, резные в мраморе скамьи, большие яшмовые вазы, установленные в нишах, дополняют оформление портика. Стройные пропорции аркады и тонко проработанные рисунки орнаментальных рельефов делают портик одним из лучших украшений дворца, соответствующих канонам ренессанса.
Западный фасад дворца почти весь закрывает церковь, построенная еще Монигетти. Увеличив притвор, Краснов включил церковь в общую композицию всего дворцового ансамбля. Аркада, опирающаяся на мраморные колонны с четырехгранными капителями сложного рельефного узора в византийском духе, связывает церковь с дворцом и образует небольшой полузакрытый дворик, получивший название мавританского. Вторая аркада такого же характера, образуя небольшую галерею, как бы декорирует вход в бывшую буфетную, построенную в 1914 году, как свидетельствует об этом рельефная цифра над входом. По карнизу обеих аркад проходит орнаментальный рельефный пояс, точно такой же, как на стенах церкви. Этим повтором геометрического орнамента Краснов добивается единства частей ансамбля. На западной стене от входа в буфетную вмонтирована рельефная композиция, созданная по известной фреске Рафаэля в Ватикане "Афинская школа", на которой изображен спор философов двух направлений - материалистического и идеалистического во главе с Аристотелем и Платоном. Это еще одна деталь, говорящая об обращении к ренессанским традициям. При реконструкции церкви в 1910-1911 гг. художественное оформление внутри ее обновлял художник А. С. Славцов, мозаику над главным входом "Ангела Господня" выполняли студенты мозаичного отделения Петербургской Академии художеств по рисунку Славцова.
Две аркады западного фасада зрительно подводят к одной из самых замечательных частей дворца - итальянскому дворику. Он открывается взору сквозь великолепные ажурные кованые ворота итальянской работы.
С четырех сторон дворик окружает аркада. Мерный ритм ее стройных колонн строгого тосканского ордера, плавный бег очертаний арок, мягкость линий невысоких рельефных медальонов, украшающих верх стен между арками, четкость горизонтальной линии тонкого вытянутого карниза, легкость ажурной балюстрады, завершающей аркаду, создают ощущение гармонии. Простота и изящество форм, четкость и легкость пропорций отличает все архитектурные детали дворика. Органически вписались в общий ансамбль и мраморные диваны с высокими спинками, покрытыми рельефным растительным орнаментом, и подлокотниками в виде грифонов. Они были заказаны в Италии специально для этого дворика. Стоящий некогда в центре его античный колодец, к которому сбегались радиальные дорожки, мозаично выложенные из плит диорита, завершал все художественное оформление (в настоящее время колодец заменен круглой чашей фонтана).
С северной стороны итальянского дворика расположена парадная столовая, восемь больших застекленных ее дверей соединяют это главное помещение с внутренним двориком. Кроме этого, выход в итальянский дворик есть и из помещений, расположенных как с южной, так и с восточной стороны, лишь западная стена, за которой размещена буфетная, глухая.
Есть во дворце и еще один внутренний дворик - так называемый арабский. Он не предназначался для отдыха и прогулок, а был задуман как световой колодец. Для этого чисто конструктивного элемента архитектор находит интересное художественное решение, покрывая низ стен майоликовыми плитами со звонкими красками красивого восточного орнамента. Дополняет это оформление пристенный фонтан "Мария" из резного мрамора, который раньше находился в старом дворце и как интересная художественная деталь был сохранен Красновым. Цветные майоликовые плитки изготавливались художественно-керамическим производством Гельдвейн Ваулина (ст. Кикерино, Санкт-Петербург).
Введением в объемно-пространственное построение дворца внутренних двориков Краснов оригинально решал проблему освещения.
В Ливадийском дворце ярко проявились все характерные особенности архитектуры Южного берега Крыма рубежа XIX-XX вв.:
1). Прежде всего, это открытость зданий солнцу, свету, природе, воздуху. В этом проявилось стремление архитекторов средствами архитектуры подчеркнуть целебность крымского воздуха. Краснов к террасам, балконам, эркерам, открытым галереям, которые опоясали здание, прибавляет еще внутренние дворики и солярий на крыше.
2). Расположение Южного берега Крыма в виде амфитеатра и необходимость строить здания в условиях сложного рельефа вызвала необходимость всесторонней обозримости зданий только с фасадов, но и с удаленных точек, даже сверху. Как следствие - "всефасадность", внимание к силуэту, к живописному решению крыши. Это повлекло за собой введение в архитектурный образ различных башен, декоративных деталей. Краснов прекрасно решил задачу создания разнообразных фасадов при соблюдении общего архитектурного стиля.
3). Стремление гармонично вписать постройки в окружающий ландшафт неспокойного предгорья привело к новым объемно-пространственным композиционным решениям: отсутствие симметрии, свободная планировка внутренних помещений, живописная композиция разновеликих объемов.
Краснов, строя в основном композицию здания на крупных объемах, без обилия деталей, достигает определенной стройности и торжественности всего архитектурного ансамбля.
К этому надо добавить соразмерность отдельных частей, придающую гармонию зданию, искусство проработки деталей, удачное использование местного строительного материала - все эти черты, свойственные Ливадийскому дворцу, позволяют отнести его к лучшим архитектурным памятникам начала XX века.
Во внешних архитектурных формах дворца Краснов строго придерживался выбранного им стиля ренессанса. Для того чтобы приблизить крымский дворец к своим прототипам, он привозит из Италии античные мраморы, украшает Итальянский дворик фонтаном и ажурными чугунными воротами, изготовленными в Италии, прекрасное оформление Белого зала завершает колоннами, высеченными из белоснежного каррарского мрамора. В интерьеры первого этажа вводятся предметы быта, характерные для этой страны (режутся в дереве кассоне-сундуки, заказывается люстра венецианского стекла).
Краснов, как большой мастер архитектуры, не мог, конечно, не отразить те изменения, которые произошли в архитектуре на Рубеже веков. Историзм к этому времени развивался в сторону большей декоративности и многостилья. Новые задачи - создание в жилых интерьерах атмосферы уюта и комфорта - требовали строгого соответствия декоративного оформления помещения его функциональному назначению и умения архитекторов применить элементы различных стилей разных эпох в новых, современных условиях, подчиняя их новым задачам.
Уже в оформлении интерьеров первого этажа Ливадийского дворца архитектор отходит от строгого следования стилю ренессанса: для приемной избирается классический стиль; для бильярдной - элементы английской архитектуры XVI века.
Особую ценность представляют интерьеры второго этажа, которые создавались и оформлялись в полном соответствии со всеми требованиями новой архитектуры модерна. Это проявилось и в их планировке, и особенно в отделке, которая частично сохранилась до наших дней.
Чтобы жилым комнатам второго этажа придать более интимный характер, привычная классическая ордерная система, которая всегда использовалась в ренессансе как главное выразительное средство, получает талантливую интерпретацию в духе своего времени. Например, в будуаре императрицы изменяются масштабы классического ордера, его пропорции, соотношение деталей. Архитектор необычайно свободно и смело их компонует - и в результате получается совершенно новый художественный образ, характерный для модерна.
Одной из особенностей архитектуры рубежа XX века было введение в архитектурный образ новых материалов и новых приемов декора. В отделку первого этажа Краснов вводит местный каштан, тис, розовое дерево, а для большей изысканности и утонченности декора второго этажа (что соответствовало вкусам модерна) использует породы деревьев со светлой фактурой - клен, ясень. Здесь же на втором этаже некоторые комнаты оформлялись белыми эмалевыми панелями и такой же стильной мебелью.
Краснов вводит новые приемы в меблировку помещений: встроенная мебель, проектирование панелей вместе с диванами, скамьями, шкафами.
В декоративное оформление интерьеров вводятся зеркала, цветные майоликовые изразцы, которые в искусстве модерна стали одним из главных элементов художественного образа. Керамической плиткой облицовываются камины. Витражи украсили многие двери. В решении художественного оформления комнат и их деталей - каминов, витражей - появляются рисунки, типичные для модерна - с их плавностью, изяществом линий.
Ну и конечно, возможности строительства царского дворца позволили архитектору сделать его удобным, комфортабельным, гигиеничным, что соответствовало всем передовым современным требованиям, предъявляемым к архитектуре (электрическое освещение, центральное отопление с вентиляцией, горячая и холодная вода во всех помещениях, морская вода для ванн, лифт, телефон, межэтажные перекрытия с пустотелыми камерами системы Геннебик - для уменьшения звукопроводимости, в потолках верхних этажей - изоляционный слой пробковой массы - лапидит - для предохранения от жары в летний период). Интерьеры Ливадийского Дворца
В оформлении интерьеров дворца применены элементы различных стилевых направлений - своеобразная дань моде начала XX в.
Первый этаж - парадные помещения
С парадными залами дворца связана работа исторической Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании с 4 по 11 февраля 1945 года. В Белом парадном зале прошли 8 пленарных заседаний.
Сталин, Рузвельт и Черчилль определили позиции СССР, США, и Великобритании в условиях окончания войны и основы мирового порядка, просуществовавшего почти всю вторую половину XX века.
В Коммюнике конференции державы антигитлеровской коалиции заявили, что их "непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира". Для поддержания мира и безопасности союзники решили создать международную организацию. Было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года учредительной конференции Объединенных наций.
Участники Крымской конференции приняли "Декларацию об освобожденной Европе". Союзники провозгласили "согласование политики трех держав и совместные действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами", а У. Черчилль, покидая Крым, заявил: "С тех пор, как 12 дней назад мы приземлились в разоренном войной Крыму, в мире произошли большие события. Постоянная дружба и сотрудничество трех великих держав были провозглашены более точно и авторитетно, чем когда-либо раньше".
Решения, принятые в Ливадийском дворце за круглым столом переговоров, показали возможность плодотворного сотрудничества государств с различными общественными системами.
Вестибюль
В оформлении вестибюля использованы архитектурные формы стиля возрождения. Светлые стены, украшенные сложными рельефными орнаментами, красивое обрамление дверей, рельефная отделка камина, стройные колонны и канелюрованные пилястры, завершающиеся пышной капителью коринфского ордера, - все это создает ощущение торжественности и праздничности. Разнообразно варьирующиеся и вплетающиеся в орнамент гирлянды цветов и фруктов, розетты и картуши, раковины и фигурки дельфинов характерны для декора стиля возрождения.
В вестибюле представлен круглый стол (реконструкция 1974 года) из Белого зала. За таким столом в феврале 1945 года прошли 8 пленарных заседаний Крымской (Ялтинской) конференции глав трех союзных держав СССР, США, Великобритании. Экспонируется фотография 1945 года - один из рабочих моментов конференции.
Парадная столовая
Белый зал проектировался как парадная столовая. Это самое большое помещение дворца, один из лучших интерьеров по своей художественной отделке. Здесь, как во многих постройках модерна, планировка, оснащение новейшими достижениями техники, декоративное оформление - все подчинено главной задаче: основополагающему эстетическому принципу модерна - созданию особой эстетической среды, особого мира, "возвышенного, далекого от обыденности, пребывание в котором превращается в праздник".
Точно найденные соотношения высоты, ширины и длины большого помещения (площадь столовой 218 м2, высота 7,5 м), вертикальные и горизонтальные членения стен, ритм глубоких кессон потолка и других архитектурных деталей, соразмерность архитектурных частей росту человека - все это создает ощущение гармонии, так свойственной лучшим образцам классической архитектуры. Для того чтобы не нарушить эту гармонию, и зрительно не уменьшать объем зала, архитектор отказывается от больших висячих люстр и бра, и вечернее освещение - 280 электрических лампочек - искусно скрывает за выступающими карнизами стен по периметру зала. Свет, отражаясь на светлом потолке, мягко освещает все помещение.
С большим мастерством лучшими лепщиками-скульпторами известной московской фирмы братьев Аксерио (так же, как и в вестибюле) выполнены рельефные украшения стен и потолка столовой: сложный кессонированный потолок, рельефный карниз, широкий орнаментальный пояс, завершающий стены, в который включены рельефные изображения гербов наиболее крупных губерний России. Огромные четыре колонны, высеченные из Цельного белого статуарного каррарского мрамора с капителями коринфского ордера, и оригинальный по форме камин в итальянском стиле, украшенный изящной резьбой и гербом владельцев дворца, явились теми элементами оформления, которые придали интерьеру парадность и торжественность (колонны изготовлялись в Италии, камин - в мастерской Э. Менционе в Ростове-на-Дону).
Парадная столовая получила название Белого зала не только по цвету стен, но и по обилию света, льющегося через большие окна и стеклянные двери, выходящие во внутренний итальянский дворик. С этим двориком Белый зал связан и единством архитектурного решения. Мерный ритм пилястр столовой, мягкие полукруглые завершения окон и дверей соответствуют такому же характеру архитектурных форм итальянского дворика.
В восточной части столовой, примыкающей к вестибюлю, расположена скульптура немецкого мастера второй половины XIX века Брюгера "Пенелопа", которая была подарена в 1863 году гражданами Одессы императрице Марии Александровне на новоселье в Ливадии и перенесена архитектором из старого дворца. Она стала неотъемлемой частью оформления Белого зала. Чтобы сохранить интересное художественное произведение, находившееся когда-то в старом дворце, и вписать его в интерьер нового помещения, Краснов специально для этой скульптуры делает в стене небольшую полукруглую нишу. Целой системой вертикальных членений и сложным рельефным завершением ее, оканчивающимся большой красивой раковиной, архитектор зрительно ограничивает фигуру Пенелопы, подчеркивая плавные, мягкие линии скульптуры.
В Белом зале - обстановка, в которой с 1999 года проходят в Ливадии крупные международные политические мероприятия.
В дни работы Крымской конференции Ливадийский дворец был резиденцией делегации США.
Для резиденции главы американской делегации и приближенных к нему лиц в Ливадийском дворце было приготовлено 48 комнат. Американский контр-адмирал Олсен, осмотрев дворец, подготовленный для американской делегации, заявил, что "отведенные помещения обеспечивают размещение делегации".
Парадные залы Дворца - бывшая Царская ожидательная и Парадный кабинет были предоставлены главе американской делегации Ф. Рузвельту. Для отдыха участников конференции служили бывшая английская бильярдная и диванная.
Парадная ожидательная
Особая торжественность и праздничность характерны для оформления вестибюля и Белого зала дворца. Они решены архитектором в одном образном ключе. Оформление других парадных комнат Краснов строит на зрительных контрастах. Рядом со светлым вестибюлем расположена комната (ранее "ожидательная"), в отделке которой применен темный орех.
Для стиля возрождения характерны светлые тона в декоре интерьеров. Здесь же при использовании некоторых орнаментальных деталей, типичных для ренессанса, темный тон дерева и драпировочной ткани придал сдержанное цветовое решение помещению. Кроме того, масштабность декоративных деталей оформления отличает эту комнату от вестибюля и столовой: растительный орнамент крупнее, так как фактура дерева позволяет сделать более сложные пластические украшения. Очень красивы крупные резные розетты на потолке. Богатой резьбой завершается обрамление дверей. Филенчатые панели заканчиваются выступающими карнизами, служащими своеобразной подставкой для предметов прикладного искусства. Настенные полочки опираются на массивные рельефные кронштейны. Полочки иного характера входят в сложное обрамление камина деревом. Все это выполнялось мастерами петербургской мебельной фирмы Ф. Мельцера.
На фоне крупных рельефных форм деревянной отделки комнаты, выдержанной в темных тонах, особенно хрупкой и прозрачной кажется люстра фигурного стекла, заказанная специально для этого помещения в Италии на о. Мурано.
Оформление каждого парадного помещения дополняют камины. Во дворце во время строительства было проведено водяное отопление. В парадных комнатах отопление дублировано каминами, которые являются в то же время и художественно-декоративным элементом оформления интерьера. Для каминов подбирался материал, цвет и фактура которого соответствовали характеру всей декоративной отделки комнаты. Здесь он облицован мрамором темно-зеленого оттенка, который хорошо сочетается с блестящей бронзовой обкладкой камина и теплым тоном деревянного декора помещения.
Музейная экспозиция этого зала частично воссоздает обстановку 1945 года.
Помещение служило рабочим кабинетом президенту Ф. Рузвельту в период работы Крымской конференции.
Экспонируется фотография двух лидеров - И. В. Сталина и Ф. Рузвельта, выполненная 8 февраля 1945 года в кабинете руководителя американской делегации. В витрине- архивные фотографии: интерьер царской ожидательной (1911 г.) и обстановка рабочего кабинета американского президента Ф. Рузвельта (1945 г.).
Диванная
В диванной находят свое развитие те же элементы стиля возрождения. Из орехового дерева сделаны высокие панели, филенки которых завершаются сочными резными раковинами, преддиванные тумбочки украшены богатым растительным орнаментом. Когда-то в диванной находились и кассоне - своеобразные итальянские сундуки, в основном предназначавшиеся для хранения приданого.
Парадный кабинет императора
После этих сложных и немного тяжеловесных декоративных форм особенно четкими и облегченными кажутся прямые, строгие линии в оформлении бывшей приемной. Здесь в отделке применен иной стиль, иные формы и материалы. Это стиль жакоб - разновидность ампира - позднего классицизма. Красное дерево в обрамлении дверей, зеркала, дивана, оттененное бронзовыми прокладками и розеттами, прекрасно сочетался с золотистой шелковой тканью, которой был затянут верх стен. Художественное решение потолка с легким рельефом и графическим орнаментом завершается прекрасной люстрой из позолоченной бронзы и хрустального стекла, выполненной русскими мастерами в стиле классицизма. В таком же стиле оформлен и беломраморный камин (он когда-то украшал интерьер старого дворца). Верхняя плита с красивым растительным орнаментом опирается на своеобразные колонны в виде герм, стоящих на четырехгранных подставках. Возможно, желанием архитектора использовать эту прекрасную архитектурную деталь старого дворца и было вызвано оформление приемной в ином архитектурном стиле, чем соседние помещения. Всем деталям оформления этой комнаты присуща строгость и стройность форм, характерные для классицизма.
Ожидательная, диванная и приемная императора оформлялись по рисункам Краснова резчиками по дереву Петербургской мебельной фабрики Ф. Ф. Мельцер.
В витрине этого зала - архивные фотографии, запечатлевшие интерьер Парадного кабинета императора (1911 г.). Представлены фотографии обстановки зала в 1945 году, когда он служил спальней Ф. Рузвельту. В экспозиции - фотографии американского президента разных лет, текст его инаугурационной речи, одна из последних прижизненных фотографий 1945 г.
Бильярдная
Многие бильярдные в русских дворцах XVIII-XIX вв. часто оформлялись в английском вкусе. В этом дворце в отделке бильярдной использованы формы английской архитектуры XVI века - так называемого стиля Тюдор. В оформлении тюдоровских интерьеров часто применялась сплошная обшивка стен резным деревом. Здесь стены отделаны каштаном. Работы выполнялись местным ялтинским мастером А. А. Шиллингом. Потолок производит впечатление деревянного, но это очень искусная роспись масляными красками, имитирующая дерево, выполненная по рельефному прессованному картону. Рельефы потолка воспроизводят конструкции готических перекрытий в виде нервюр, используемых стилем Тюдор исключительно в декоративных целях. Эту комнату украшает большой массивный камин с характерной тюдоровской аркой. Мрамор теплого розоватого оттенка специально подбирался Красновым для этого помещения. Он хорошо сочетается с цветом каштанового дерева и теплой росписью потолка.
В английской бильярдной воссоздана обстановка периода работы конференции: длинный стол, за которым 11 февраля 1945 года во время официального завтрака руководители делегаций И. В. Сталин, Ф.-Д.. Рузвельт и У. Черчилль подписали итоговый документ конференции - текст коммюнике. Заключительная страница коммюнике "Единство в организации мира, как и в ведении войны" - в экспозиции зала, а также фотографии: "Официальный завтрак в английской бильярдной участников Крымской конференции" и знаменитая фотография "Большая тройка" в итальянском дворике.
Кабинет У. Черчилля
В кабинете У. Черчилля представлены архивные документы, книги, фильмы о сэре Уинстоне. Переданные Ливадийскому дворцу-музею из Архивного центра Черчилля, Британского Совета, семьи Черчилля при помощи Министерства иностранных дел Великобритании и семьи У. Черсилля в 2004 г. Материалы представляют посетителям "великого англичанина". Кабинет У. Черчилля украшает бюст сэра Уинстона, переданный в дар музею его дочерью леди Соумс.
Кабинет-лаборатория Ф.Рузвельта
Уникальные книги, альбомы с фотографиями, посвященные "эре Рузвельта", полученные в дар из библиотеки ФДР в Вашингтоне, представлены в кабинете-лаборатории Ф.Рузвельта Ливадийского дворца-музея. Хронологические рамки изданий - 1926-1995 гг. Среди книг - прижизненные издания, сборники статей и выступлений Рузвельта, издававшиеся в США. Большую ценность представляют секретная переписка Рузвельта и Черчилля периода Второй мировой войны, мемуары ближайших сотрудников Рузвельта, книги, написанные членами семьи. Особый интерес предствляют книги участников Крымской конференции.
Кабинет-лаборатория Ф. Рузвельта и кабинет У. Черчилля- уникальная исследовательская база проблем истории, политики, дипломатии.
Историческое значение конференции для мирового сообщества в новых геополитических условиях приобретает все большую актуальность, обращая внимание исследователей к этой проблеме.
Мир продолжает меняться. Для перехода к новому необходимо усвоить уроки прошлого, понять, какими принципами руководствовались лидеры трех держав, принимая на себя "ответственность по сохранению такого мира, который получит одобрение народов всего мира".
Парадные залы дворца в основном сохранили свою первоначальную отделку. Их пять, так как проектировался и строился дворец для отдыха семьи, а не для официальных приемов. Личные покои царской семьи располагались на втором этаже.

Второй этаж
Жилые комнаты
Оформление жилых помещений выполняли "согласно приложенным рисункам и образцам дерева из своих материалов и своими рабочими" петербургские, московские и крымские предприятия, фабрики, мастерские.
Здесь иной композицицонный строй интерьеров, выдержанный в основном в стиле модерн. Для отделки Н. П. Краснов широко использовал выпуклое стекло, заполняющее мелкую решетку оконных переплетов и дверей, кованый металл, дерево, натуральный камень и новые отделочные материалы - майолика, изразцы, облицовочные плитки. Устройство широких арочных проемов, большие окна, введение цвета в интерьер, витражи придают 2-му этажу особую цельность и выразительность, свойственную модерну.
Фабрики и фирмы, которые оформляли деревом интерьеры залов дворца, выполняли заказы и на изготовление мебели. Вся она была выполнена по рисункам Н. П. Краснова из того же материала, который использовался для отделки каждой комнаты. Архитектор стремился связать стилистически декоративное решение интерьеров, мебели, предметов прикладного искусства - подчинив все единому "лейтмотиву".
Интерьеры 2-го этажа, отделанные в стиле " модерн", сохранившиеся в таком объеме, имеют большую художественную ценность. Им присуще единое художественное решение элементов декора в каждом зале и мастерство исполнения.
В залах 2-го этажа - личных покоях царской семьи - размещена музейная экспозиция "Романовы в Ливадии".
Картины, мебель, фотографии и письма, альбомы, книги и некоторые вещи позволяют рассказать о высочайших приездах в любимое южное имение, некоторых традициях и обычаях жизни на отдыхе, о быте, вкусах, отношениях в семье последнего русского самодержца.
Материалы Вводного зала экспозиции рассказывают об истории царского имения "Ливадия", его владельцах. Подлинные чертежи архитектора Н. П. Краснова, эскизы на изготовление мебели и отделку некоторых залов позволяют говорить об особенностях архитектуры здания и оформлении внутренних комнат. На подлинных фотографиях И. Семенова - некоторые моменты строительства Ливадийского дворца.
Рабочий кабинет императора
"Я в восторге от своего верхнего кабинета!" - воскликнул Николай II, когда увидел его.
В кабинете хорошо найдены пропорции большого помещения с эркером. Этому же подчинено крупное членение панелей и простые объемные формы камина, высеченного из диорита. Плавные, мягкие линии камина соответствуют принципам модерна. Архитектор удачно решает интерьер и в цвете - неполированный диорит бледного серо-зеленого оттенка, темная бронза в обрамлении камина, теплый тон мореного кленового дерева и серая обивочная ткань - все сдержанно и соответствует назначению комнаты и вкусам эпохи модерн: "представлениям о цветовой гамме мужского кабинета".
Заказ на деревянное оформление комнаты был поручен мебельной московской фабрике К. В. Зибрехта.
В рабочем кабинете императора - большой кожаный альбом "Сооружение нового Большого дворца в имении Его Императорского Величества "Ливадия" 1910-11 г.". Эти фотографии, выполненные в фотоателье И. Семенова в Ялте, - отчет о ходе строительных работ в Ливадии за каждый месяц с начала до окончания строительства.
Подлинные фотографии работы фотоателье К. Е. Гана, Л. И. Иваницкого, К. К. Буллы и других запечатлели приезды семьи в Ливадийское имение, посещение Севастополя, празднование 300-летия Дома Романовых. Серия фотографий с выпускниками военных и казачьих училищ сделана у стен Ливадийского дворца.
Интересны четыре графических листа работы Ф. Горшельда (1829-1871), украшающих кабинет Николая II. Академик батальной живописи лучшие годы своей художественной деятельности посвятил изображению подвигов русского солдата. Он принимал участие в боевых действиях на Кавказе. В 1861 году Горшельд был приглашен сопровождать прибывшего на театр военных действий Александра II. Пишет для высоких заказчиков и для друзей страницы военной истории.
Привлекает внимание ковер ручной работы с изображениями императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и цесаревича Алексея (подарок персидского шаха царской семье к 300-летию Дома Романовых). Дар музею от барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна (графство Лихтенштейн).
Опочивальня Их Величеств
Стремясь опочивальню сделать более интимной, создать в ней атмосферу покоя, Краснов проектирует оформить ее панелями и изготовить мебель из белого лакированного дерева. Внутри мебель отделывалась светлым кленом. Центром декоративного оформления комнаты стал камин, обрамленный этажеркой с открытыми полочками и шкафчиками кленового дерева (сохранился). Над камином - зеркало с фацетом. Камин отделан зелеными майоликовыми изразцами, которые оттеняли белизну всего цветового решения комнаты.
Изо всех помещений 2-го этажа можно было выйти на балконы. Из этой комнаты и соседней библиотеки двери ведут на широкий южный балкон, который использовался Романовыми как место семейных обедов и вечерних чаепитий.
Семейные фотографии в спальне Их Императорских Величеств рассказывают об истории семьи Николая II, представляют близких и родственников семьи Романовых. Здесь же экспонируется часть так называемого Драконовского гарнитура, изготовленного в начале XX века.
Библиотека
Для библиотеки Краснов проектирует изготовление из красного дерева трех книжных шкафов с полками, стеклянными и деревянными створками. Шкафы опоясывали комнату, создавая впечатление высоких панелей. Для южного узкого простенка была изготовлена этажерка. (В настоящее время третий шкаф отсутствует, чем нарушается художественный образ комнаты, задуманный архитектором).
Обращает на себя внимание серия акварелей австрийского художника Р. Альта (1812-1905). Живописец много путешествовал, посетил Крым, запечатлел архитектурный облик Ливадии 60-х годов XIX века, представив потомкам образ имения, созданного И. Монигетти.
С семьей Романовых были связаны два брата Боткиных, имена которых хорошо известны отечественной науке и культуре. Врач-клиницист Сергей Петрович и Михаил Петрович - академик истории живописи, коллекционер, составитель экспозиции каталога музея Русского искусства Александра III в Петербурге. Работы М. П. Боткина входили в коллекцию живописи семьи Романовых. Пейзаж, украшающий библиотеку, был написан в Массандре, позже ставшей имением Романовых. Из художественной коллекции семьи - и полотно художника Дмитриева "Берег Ливадии".
Рабочий кабинет императрицы
Отделку интерьеров личных покоев императрицы выполняли мастера Санкт-Петербургской фабрики Ф. Мельцера, которая работала над декором парадных залов (парадный кабинет императора, ожидательная, диванная).
В отделке этих комнат использовались светлые породы деревьев, для того чтобы комнаты, предназначенные для императрицы, сделать более светлыми и нарядными (кабинет - ясень, гостиная - светлый клен).
От отделки кабинета остались простые филенчатые панели. На их фоне хорошо выделяется камин, облицованный кафельными белыми плитками и обрамленный этажеркой из ясеневого дерева. В верхней части этажерки вмонтировано овальное зеркало, формы которого соответствуют стилю модерн.
Из этой комнаты можно было спуститься в парк по наружной лестнице, которая с балкона - бельведера ведет к восточному фасаду.
В комнатах Александры Федоровны привлекают внимание нежные акварели Ф. Волкова. Такие произведения члены семьи Романовых приобретали на вернисажах, отдавая предпочтение реалистическому пейзажу. Императрица Мария Федоровна, пополняя семейное собрание живописи, часто приобретала акварели Альберта Бенуа. Лирические пейзажи соответствовали вкусам времени.
Характерными для периода модерна были и литографии, также украшающие семейные покои, сюжеты которых художники черпали в мифологии, Евангелии. Это "Мадонна-Утешительница" (1877 г.), "Мадонна с ангелами" (1889 г.), созданные В. Бугро, "Мадонна" Е. Вейта и др.
Привлекает внимание акварель работы придворной художницы Е. Самокиш-Судковской "Императрица с детьми в Ливадии" и полотно И. Крачковского "Ливадия. 1898 г."
Серия подлинных фотографий в рабочем кабинете императрицы запечатлела благотворительные базары, которые традиционно устраивали во время пребывания царской семьи в Ялте с обязательным участием самой Александры Федоровны и великих княжон.
Гостиная (будуар) императрицы
Особым изяществом форм и легкостью пропорций отличается гостиная императрицы, где классическим колоннам придана своеобразная форма, соответствующая стилю модерн. Теплый тон шелковистой текстуры кленового дерева, красивые детали в декоре создают радостную атмосферу.
Будуар императрицы украшают радующие взор "Ливадийские розы", "Ливадийская глициния" работы М. Шнейдер. Представлены рояль немецкой фирмы "Беккер", заказанный для комнат Александры Федоровны, и трехстворчатый шкаф, дверцы которого декорированы стеклянными вставками. Ваза с пейзажной росписью, изготовленная в 1904 году на императорском фарфоровом заводе, - характерный образец разработки стилистики модерна начала XX века.
Малая семейная столовая
Оформление комнаты выполнялось мастерами ялтинской столярной мастерской А. Шиллинга, использовано тисовое дерево. Камин декорирован керамической плиткой и темной металлической обкладкой, напротив него - буфетный шкаф с оригинальными резными деталями. Панели простых форм с крупными членениями.
Классная великих княжон
Отделка дубом выполнена петербургской фабрикой "Венской мебели Якова и Иосифа Кон".
В комнатах великих княжон - на четырех акварелях уголки Ливадийского парка. (Работы дочерей Николая II - Татьяны и Ольги и работы их учителя Н. П. Краснова.)
Представлен сохранившийся мебельный гарнитур, выполненный мастерами фабрики Ф. Тарасова. Стены украшают литографии с картин русских художников и фотографии, на которых прогулки и купания, проказы и шалости, минуты умиротворения и счастья. Выполненные официальными фотографами и членами царской семьи, они запечатлели беззаботные лица детей, счастливую домашнюю атмосферу, радость от встречи с "милой Ливадией".
Органично вписались в интерьер, украшая жилые комнаты царской семьи, фотографии и книги, письма, альбомы, картины и вещи: дополняя друг друга, они позволяют понять и воссоздать отдельные события, почувствовать настроение, характеры, привязанности членов царской семьи, их "тоску по Крыму", которая оставалась всегда.
Еще одна классная великих княжон, их спальни, гостиная. Большая гостиная следуют далее по коридору. В этих помещениях - художественный отдел, где экспонируются периодически сменяемые художественные выставки.
В одном из залов - постоянная экспозиция коллекции "Воспоминание о Крыме" народного художника Украины ялтинского живописца Якова Александровича Басова (1914-2004). 87 великолепных акварелей были переданы в дар музею в 1999 году.
И конечно, к вечной выставке - всегда восхитительному крымскому пейзажу - обращает живописность места.
"Богатство Ливадии в сочной зелени трав и лесов",- писал в своих "Очерках Крыма" писатель середины XIX века Е. Марков. Это богатство и служит естественным вечнозеленым обрамлением архитектурного ансамбля. Дворец, здания и памятники архитектуры малых форм расположены в центре старейшего на Южном берегу Ливадийского парка.
Разбитый в характерном для конца XVIII - начала XIX столетия пейзажном стиле известным садоводом Делингером в 30- 40-е годы XIX века, парк неоднократно реконструировался. Он обогащался новыми видами экзотических растений, но не утратил первоначального характера своей ландшафтной планировки. Основой парка послужил естественный крымский горный лес. Живописно подобранные группы экзотических растений были удачно введены в природу Ливадии, облагородив ее: голубые атласские ели, секвойи, Канарские ели, пинии, магнолии, тисы.
Оформлению пейзажного парка свойственны контрасты. За каждым поворотом парковой дорожки и тропинки - новый вид: солнечная полянка рядом с густыми зарослями. Группа густо растущих деревьев и неожиданный вид на море, горы. Живописные морские виды, открывающиеся с разных тропинок и мест парка, пожалуй, одно из главных очарований этого удивительного уголка природы.
Вблизи дворца парк разбит в регулярном стиле. Дорожки оформлены подстриженными кустами буксуса, лавра, туи. Своеобразие и особую прелесть придают парку скамейки и вазы, мраморные столики и фонтаны, подпорные стены с вьющимися глициниями и розами, беседки.
Перед дворцом - итальянский фонтан. Гармоничное единение дворцовой архитектуры и скульптуры малых форм позволяет говорить о дворце и парке как о едином архитектурно-художественном ансамбле - одном из самых удивительных и ярких украшений Южного берега Крыма, гордости нашей отечественной архитектуры.
Милая серду Ливадия...


Hosted by uCoz