Главная Статьи Книги Фильмы Гостевая

Серия яиц создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых императорскими являются 54.

«Екатерина Великая» Также известен как «Гризайль» или «Розовые камеи». Cюрприз утерян — носилки с императрицей Екатериной внутри.



Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 г. Оно было заказано царём Александром III, как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи было гладким и эмалированным, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона ( традиция складывающихся матрёшек).





Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной:

Пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (КопенгагенБ в музее Истории искусств, (Вена) и в частной коллекции, (ранее — в художественной галерее «Зеленые своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне, новой императрице.



«Память Азова»









Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них — Карл Фаберже, не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Коллин, проч[4]. Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15). Среди них стоит особняком серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Кроме того, существует ещё 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ (для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Возможно, для частных лиц были выполнены ещё какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов. Пример неожиданного открытия — выставленное на продажу осенью 2007 г. «яйцо Ротшильдов», которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие


Alexander Palace Egg

Alexander Palace Egg








Из 71 известных яиц до наших дней дошло только 62. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Только одно из них, «Георгиевское», смогло покинуть большевистскую Россию вместе с законной владелицей — в 1918 г., в багаже императрицы Марии Федоровны, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию. Остальные остались в Петрограде. Очевидно, большинство из них исчезло в неразберихе, прочие (24 шт.?) вместе с другими императорскими драгоценностями были перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля.

Там они хранились запакованными примерно до 1930 г., когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств, по приказу Сталина 14 из них было продано, причём, как утверждают, некоторые по цене меньше чем 400$. Продажей занималось учреждение под названием Контора «Антиквариат». Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.



«Красный крест c портретами»

«Триптих Красный крест»



Steel Military Egg

Семь яиц Кельха
Эти изделия заказывались русским предпринимателем А.Кельхом в подарок своей жене. Над их созданием трудился ювелир фирмы Фаберже Михаил Перхин. Подарки прекратились после 1904 года — с 1905 г., когда супруги официально начали жить отдельно и их финансовое положение заметно ухудшилось в связи крахом на русско-японской войне.









После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных «сюрпризов» из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15). В феврале 2004 г. наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом. Виктор Вексельберг также учредитель культурно-исторического фонда «Связь времен» и в музейной выставке, с одноимёным названием, можно увидеть эту коллекцию в Москве.

Всего на исторической родине, в России, яйца Фаберже, ставшие одним из её символов, теперь можно увидеть в четырёх местах. В их число, кроме вышеупомянутых Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входят: Русский национальный музей (частный музей в Москве Александра Иванова) и Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН, Санкт-Петербург.

Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. составляла 3000-8000 руб. (Российская Империя).

Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).


«Яйцо герцогини Мальборо»

«Яйцо Ротшильда»

«Яйцо Юсупова


Подделки и копии
Один из примеров: «Курочка Кельха» была продана Малькольму Форбсу под видом одного из императорских яиц, что, естественно, повысило её цену. Приём был таков: миниатюра с изображением Варвары была заменена на изображение цесаревича Алексея, кроме того, были изменены и выложенные из драгоценных камней инициалы. Только поздние исследования позволили восстановить истинную принадлежность. После приобретения Вексельбергом коллекции Форбса в ней было выявлено еще несколько сомнительных вещей, в частности, на официальном сайте собрания больше не фигурирует зелёное «Яйцо с копытами» из боуэнита на золотых ножках-копытцах, с миниатюрным портретом-сюрпризом Александры Федоровны, которое, как считалось раньше, было подарено императрицей одному из её приближенных. Также больше нет упоминаний о «Яйце-Конфетнице».

Известно много подделок яиц Фаберже, причем некоторые из них, сделанные неизвестными талантливыми мастерами, сами по себе представляют истинные произведения искусства, но клеймо Фаберже значительно увеличивает их товарную стоимость. В результате во второй половине 1990-х годов Метрополитэн-музей (Нью-Йорк, США) провел выставку подделок миниатюр Фаберже.
Hosted by uCoz