Главная | Статьи | Книги | Фильмы | Гостевая |
Агностицизм — философская идея о полной или частичной непознаваемости мира.
Анархизм — философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения.
Антропология — раздел философии, посвященный изучению человека.
Антропоморфизм — перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира.
Антропоцентризм — философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания (ср. Теоцентризм).
Апория — парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик.
Априорный — не зависящий от чувственного опыта.
Аскетизм — философская теория и практика ограничения желаний (как правило, материальных) для достижения духовного просветления (постижения истины).
Атараксия — душевная невозмутимость в учении античных скептиков.
Атеизм — отрицание существования Бога.
Атман — индивидуальная душа в индийской философии.
Богочеловечество — в русской религиозной философии — идея о совершенном человечестве как конечной цели исторического развития общества.
Брахман — душа мироздания в индийской философии или пантеистическое первоначало.
Верификация — эмпирическая проверка суждений на предмет их истинности.
Виртуальное — возможное, которое при определенных условиях способно превратиться в реальное.
Волюнтаризм — идея, по которой человек сам формирует свой жизненный путь (ср. Фатализм), а также представление о том, что в основе мира и человеческой деятельности лежит не разум, а воля.
Всеединство — философский принцип единства какого-либо множества, когда каждый элемент этого множества является частью целого, но в то же время не сливается с ним полностью, сохраняя свою самостоятельность.
Гедонизм — идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий.
Гелиоцентризм — представление об устройстве мироздания, по которому его центром является Солнце, а другие небесные тела движутся вокруг него.
Геоцентризм — представление об устройстве мироздания, по которому его центром является неподвижная Земля, а другие небесные тела движутся вокруг нее.
Гилозоизм — философская идея, по которой все предметы живой и неживой природы одушевлены.
Гносеология — раздел философии, посвященный исследованию проблем познания.
Дао — естественный путь вещей в древнекитайской философии.
Дедукция — способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного случая (ср. Индукция).
Деизм — представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился.
Диалектика — философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей.
Дуализм — одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств.
Идеализм — философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир (ср. Материализм).
Идеальное — не воспринимающееся органами чувств и не имеющее физических качеств (ср. Материальное).
Идеальный Абсолютx — бестелесное (сверхчувственное) первоначало мира (Бог, Мировой Разум, Душа Вселенной и т.п.).
Изостения — равносилие противоположных суждений в учении античных скептиков.
Индукция — способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило (ср. Дедукция).
Интуиция — способность к непосредственному постижению истины без доказательств и обоснований.
Иррационализм — философское положение, по которому действительность невозможно постичь рассудочными способами.
Историософия — философское осмысление истории.
Карма — в индийской философии — судьба любого живого существа, предначертание, обусловленное всей совокупностью предыдущих жизней.
Концептуализм — одно из решений средневековой полемики об универсалиях, по которому последние существуют после вещей в качестве понятий ума (то же, что умеренный номинализм).
Космос — в переводе с греческого — общий порядок мироздания — Вселенная, понимаемая как нечто гармоничное, прекрасное, упорядоченное.
Космополитизм — идея, отрицающая национальные и государственные границы во имя единства человеческого рода, рассматривающая человека как «гражданина Вселенной».
Либидо — в учении З. Фрейда — бессознательное сексуальное влечение.
Логика — наука о формах и законах правильного мышления.
Логос — в учении Гераклита, стоиков и христиан — Мировой Закон, божественный принцип, управляющий миром.
Майевтика — философский метод Сократа, помогающий человеку через противоречия, сомнения и рассуждения найти всеобщую истину.
Материализм — философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления — это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира (ср. Идеализм).
Материальное — воспринимающееся органами чувств и имеющее физические качества (ср. Идеальное).
Материя— совокупность всего физического, чувственного (материального).
Метафизика — учение о сверхприродном, сверхчувственном (или о высшем мире, находящемся за пределами нашего физического мира, или об универсальных законах последнего).
Методология — философское учение о методах познания и деятельности, а также сама совокупность этих методов.
Мистика — направление в духовной жизни средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, призывающее только к безрассудной вере в них, а также (шире) — направление в духовной жизни, практикующее иррациональное, интуитивно-непосредственное постижение божественного и слияние с ним.
Монотеизм — единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог.
Натурализм — философская идея, признающая природу первичной реальностью и главным объектом познания, а также стремящаяся объяснить все только естественными (природными) причинами.
Нирвана — в индийской философии — прекращение земных рождений, воссоединение с Брахманом.
Номинализм — одно из решений средневековой полемики об универсалиях, по которому последние существуют после вещей, только в качестве их названий (имен).
Ноосфера — в философии русского космизма — принципиально новая стадия мировой эволюции, когда решающей силой дальнейшего развития становится человеческий разум, целенаправленно преобразующий и совершенствующий Вселенную.
Ноумен — в философии И. Канта — «вещь в себе», то, что объективно существует, но не дано человеку ни в опыте, ни до него, и поэтому непознаваемо.
Объект — внешний по отношению к человеку мир (ср. Субъект).
Объективное — существующее само по себе, то есть вне человека и независимо от него (ср. Субъективное).
Онтология — раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия.
Отчуждение — в учениях Гегеля, Фейербаха и Маркса — процесс отделения какого-либо творения или продукта от его творца, при котором творение становится независящим от своего создателя и враждебным ему.
Пантеизм — представление о Боге, по которому он тождественен мирозданию.
Патристика — философская деятельность «отцов» церкви — основоположников христианского миропонимания.
Позитивизм — философское направление второй половины XIX — XX вв., по которому философия должна отойти от метафизических вопросов и стать методологией науки.
Политеизм — многобожие, религиозное представление, по которому существует много богов (язычество).
Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX в. Ч. Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма.
Психоанализ — учение З. Фрейда о человеческой психике, а также созданная им теория и практика лечения психических заболеваний, одно из направлений в психологии.
Психология — наука, изучающая многообразный мир человеческой психики.
Рационализм — философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания.
Реализм — одно из решений средневековой полемики об универсалиях, по которому последние существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами.
Релятивизм — философское положение, по которому все в мире относительно и поэтому ни о чем нельзя высказываться определенно и окончательно.
Сансара — в индийской философии — колесо перерождений индивидуальной души.
Секуляризация — идейное и фактическое размежевание светского и духовного, мировоззренческое отделение Бога от человека, религии от философии.
Сенсуализм — философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум.
Силлогизм — дедуктивное умозаключение.
Скептицизм — философское сомнение в достоверности каких-либо положений.
Соборность — в философии славянофилов — принцип сочетания личного и общего, добровольного союза людей для совместной деятельности.
Солипсизм — философская идея, по которой каждый человек может полагать единственной существующей реальностью самого себя, а все остальное — своими ощущениями.
Софизм — внешне правильное доказательство заведомо ложных утверждений с помощью преднамеренного нарушения логических законов.
Социализм — учение и общественно-политическое движение, выступающее за построение общества без частной собственности, основанного на принципах справедливости и солидарности людей.
Софиология — в русской религиозной философии — учение о Божественной Премудрости — главном принципе, по которому устроено мироздание.
Сублимация — в учении З. Фрейда — преобразование сексуальной энергии в различные несексуальные виды деятельности.
Субъект — человек, познающий внешний по отношению к нему мир (ср. Объект)
Субъективизм — философская идея, по которой человек видит мир только в масштабе собственного восприятия.
Субъективное — существующее в духовном, внутреннем мире человека и зависящее от него (ср. Объективное).
Схоластика — средневековая философия, направленная на рациональное подкрепление религиозных догматов.
Тавтология — высказывание, в котором две части одновременно следуют друг из друга (подразумевают друг друга).
Теизм — религиозное представление, по которому Бог является Творцом мира и постоянно его контролирует.
Теодицея — богооправдание — религиозно-философская проблема объяснения существующего в мире зла.
Теоцентризм — религиозно-философское представление, по которому главным предметом постижения должен быть Бог как причина и цель всего существующего, центральное звено мироздания (ср. Антропоцентризм).
Универсалии — в средневековой философии — общие понятия.
Утилитаризм — идея, по которой философия должна заниматься не отвлеченными вопросами, а проблемами реальной человеческой жизни и приносить конкретную пользу (см. Позитивизм и Прагматизм).
Утопия — социально-философское учение, рисующее модель идеального общественного устройства (или вообще какой-либо идеальный проект).
Фатализм — идея о предопределенности всего существующего, в том числе — любой человеческой жизни (ср. Волюнтаризм).
Феномен — явление — то, что воспринимает познающий мир человек в своем чувственном опыте.
Эвдемонизм — идея о том, что главной задачей философии должен быть поиск индивидуального человеческого счастья.
Эволюция — процесс изменения, развития.
Эвристика— философский метод, при котором вместо усвоения готовых ответов человек путем размышлений должен сам находить истину.
Экзистенциализм — направление в философии ХХ в., полагающее главным предметом изучения (постижения) не объективный мир, а индивидуальное человеческое существование.
Экзистенция — индивидуальное существование.
Эмпиризм— философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт.